A

Anti-aliasing

Сглаживание - Часто на картинке можно увидеть ребристые края у объектов (выглядят как «лесенка»). Существуют специальные алгоритмы разглаживания таких дефектов в изображении. Общее их название: «Anti-Aliasing». Так называется механизм, используемый для устранения неровностей краев изображения. Самый популярный способ его реализации - создание плавного перехода от цвета линии или края к цвету фона изображения. Реализация этого механизма очень важна, так как позволяет добиться высокого качества картинки на низких разрешениях. Anti-aliasing — режим сглаживания границ, которое происходит за счет частичного наполнения цветом граничных пикселов. Сглаживание делает границы выделенных областей более плавными, поэтому оно особенно эффективно при создании сложных изображений из отдельных фрагментов (например, коллажей) с использованием операций вырезания и вклеивания. При этом не происходит какой-либо потери качества изображения, поскольку изменения затрагивают только граничные пикселы выделенных областей. Этот режим задается в палитрах Options для инструментов лассо, многоугольное лассо, овальная область и волшебная палочка. Важно помнить, что режим anti-aliasing не может быть задан для уже выделенных областей.


Anchor Point

Опорная точка - Элемент сегмента контура – начальный и конечный узел.


Animation

Анимация - Искусственное представление движения в кино, на телевидении или в компьютерной графике, путем отображения последовательности рисунков или кадров с частотой, при которой обеспечивается целостное зрительное восприятие образов (как правило, для плавного воспроизведения анимации необходима скорость, или частота кадров, не менее 20 кадров в секунду. Зависит от того, на какой носитель и в каком стандарте записывается анимация). Кино- и телевизионная мультипликация - один из примеров анимации. Компьютерная анимация - это один из главных элементов мультимедиа проектов и презентаций. Разница между анимацией и видео состоит в том, что видео использует непрерывное движение и разбивает его на множество дискретных кадров. Анимация использует множество независимых рисунков или графических файлов, которые выводятся в определенной последовательности для создания иллюзии непрерывного движения. Для создания компьютерной анимации существует множество программных приложений. Компьютерная анимация воспроизводится с помощью компьютера на экране компьютерного монитора или с помощью специальных аппаратных средств преобразуется в видеоформат и воспроизводится с помощью видеомагнитофона на видеомониторе. Компьютерная анимация предполагает использование компьютерного оборудования и программного обеспечения для создания анимации. Есть несколько разных путей подготовки компьютерной анимации. Один из них - использование специального программного обеспечения трехмерной или двухмерной анимации. Подобные программы позволяют создавать модели объектов, задавать движение, освещение, материальные свойства объектов и выполнять рендеринг. Наиболее распространенным способом создания анимации является метод ключевых или опорных кадров (keyframing). При использовании этого метода объекты вручную устанавливаются в требуемые положения, соответствующие моментам времени ключевых кадров, а система компьютерной анимации автоматически строит все недостающие кадры между опорными, изображая объекты на промежуточных стадиях их движения.


Aspect Ratio

Зрительное отношение - Коэффициент отношения ширины изображения к его высоте, т.е.  AspRat = Xsize / Ysize. Стандартное значение AspRat=1.333, что верно для изображений 640x480, 800x600, 1024x768, NTSC 768x576.


Ambient

Окружающий - Цвет материала в тени; чаще - свет, отраженный от участка материала, освещенного рассеянным (отраженным от других объектов) светом.


Alpha Channel

Альфа-канал - Специальный слой изображения (как слои Red, Green, и Blue), определяющий «прозрачность» RGB-точки исходного изображения. Белый цвет в Alpha-канале означает «прозрачную RGB-точку», черный цвет – «прозрачную RGB-точку». В Alpha-канале возможна плавная градация от белого до черного в палитре «grayscale»(черно-серо-белая, 256 цветов). Соответственно будет меняться «прозрачность». Полностью «прозрачная RGB-точка» заменяется на RGB-составлющие изображения, находящегося за этой точкой. Полностью «непрозрачная RGB-точка» никаких изменений не получает. Промежуточный вариант «прозрачности» получается путем сложения RGB-составляющих точек картинки и фонового изображений. Форматы, поддерживающие Alpha-канал: GIF,TIFF,TARGA,PSD. В графических редакторах используется для маскирования (защиты от редактирования) некоторой области изображения. Это дополнительный канал с восьмибитным представлением изображения. Альфа-каналы используются для хранения информации, которая не выводится на печать и на экран и их содержание строго соответствует содержанию каналов цвета. В некоторых приложениях они называются прозрачной маской. Информация, находящаяся в альфа-канале чаще всего представляет выделенные области - некоторые формы или расположение цветных областей. Содержание альфа-канала можно редактировать с помощью рисующих инструментов. Сохранение альфа-канала в изображении увеличивает размер файла на 1/3. RGB изображения могут иметь до 24 альфа-каналов. Точечные и индексированные изображения не могут содержать альфа-каналов. В программах компьютерной анимации альфа-канал используется для передачи информации о прозрачности. Для этого к 24 - битному представлению данных о пикселях изображения добавляется 8 бит для описания 256 уровней прозрачности. Когда одно изображение размещается поверх другого, альфа - данные описывают, как смешивать пиксели одного изображения с пикселями другого - в результате получаются новые значения цвета для каждого пикселя результирующего изображения.


Additive Colors

Аддитивные цвета - Цвета, порожденные излучающими объектами. При смешении аддитивные цвета осветляются, смешение трех основных аддитивных цветов – красного, зеленого и синего – дает белый цвет. При попарном смешении основных цветов аддитивных цветов получают основные субтрактивные цвета.


B

BMP

Microsoft Windows BitMaP - Растровый формат. Разработан фирмой Microsoft для работы с растровыми изображениями в средах Microsoft Windows и OS/2 фирмы IBM. С развитием операционных сред Microsoft Windows и IBM OS/2 версии BMP для этих сред стали различаться. Развитием формата являются RLE- и DIB-версии. Основным ограничением формата является слабая компрессируемость для полноцветных больших изображений.


Background

Фоновая текстура - Стандартный элемент Web-страниц, представляющий собой небольшое точечное изображение, использующееся как фон для остальных элементов страницы. Браузеры способны заполнять все пространство страницы фоновой текстурой.


Bandwidth

Полоса пропускания - Диапазон частот в МГц, в пределах которого гарантирована устойчивая работа монитора. Полоса пропускания также может быть представлена как быстродействие монитора, с которым он способен воспринять графическую информацию в условиях воспроизведения изображения с максимальным разрешением, и рассчитана по формуле: W = Hmax * Vmax * Fmax, где Hmax - максимальное разрешение по вертикали, Vmax - максимальное разрешение по горизонтали, Fmax - максимальная частота кадров. Полоса пропускания мера производительности монитора (в МГц), зависит от разрешения и вертикальной развертки.


Bit

Бит - Двоичный знак, «0»или  «1», используемые в вычислительной технике для внутримашинного представления информации. В компьютерной графике служит в качестве единицы глубины цвета. Одним битом на пиксел кодируется штриховое черно-белое изображение, 8 битами на пиксел – индексированные цвета или градации серого, 24 битами на пиксел можно закодировать 16,7 млн. оттенков цвета.


Bitmap

Битовая карта - Таблица цифровых значений, кодирующих цвет каждого пиксела изображения. Обычно служит обозначением черно-белого штрихового изображения.


Bi-linear filtering

Би-линейная фильтрация - Один из простейших алгоритмов обработки изображений. Некоторые программы (в основном игры) переводят пиксели отображаемых текстур в реальные пиксели изображения. В результате возникают различные искажения оригинальной картинки (aliasing), так как даже малое движение вызывает полную перерисовку изображения. Би-линейная фильтрация существенно исправляет этот недостаток. По этому алгоритму четыре соседних пикселя в текстуре отображаются в один «усредненный» пиксель, реально изображаемый на дисплее. Выбор пикселя зависит от того, откуда обозревается изображение.


Black Generation

Генерация черного - Определение количества краски, приходящееся на черную плашку при цветоделении.


Brightness

Яркость - Яркость- характеристика цвета, определяющая интенсивность цвета. Используется в цветовой модели HSB. Измеряется в канделлах на квадратный метр (кд/м2) и определяется при абсолютно белом изображении на экране (регулировки яркости и контраста настроены на максимум).


Bezier

Кривая Безье - Полиномиальная кривая, задаваемая набором определяющих точек. Представляет уравнение порядка на одну степень меньше количества учитываемых точек. Кривые Безье записываются в памяти компьютера в виде математических формул, поэтому рисунки, полученные с помощью этих кривых, обеспечивают возможность масштабирования без потери качества изображения (в отличие от растровых изображений). Принцип рисования инструментом Кривая Безье состоит в нажатии мышью для задания точки и в перетаскивании для задания формы прилегающей к этой точке сегмента кривой линии. Точки, создаваемые инструментом Кривая Безье, называются узлами, узловыми точками (nodes),точками привязки или опорными точками (anchor points).


Bump mapping

Наложение рельефа, выбоина - В компьютерной графике Bump трактуется как «искусственный эффект изображения выбоин, трещин, шероховатостей на ровной поверхности». Возможность создавать рельефную структуру поверхности объекта. Поддержка этой функции требует значительных вычислительных ресурсов, но зрительно кардинально улучшает качество изображения. Наложение рельефа выполняется либо осветлением или затемнением граней бугров и впадин рельефа, либо, для светоотражающих поверхностей, отображение окружающей среды на такой поверхности.


C

CIELAB

Цветовая модель (L*a*b*) - Цветовая модель, максимально приближенная к человеческой системе зрения. Модель состоит из трех переменных: L* - для яркости, a* - для одной цветовой оси, и b* - для другой цветовой оси. CIE L*a*b используется в цветной печати.


CIELUV

Цветовая модель (L*u*v) - Цветовая пространственная модель, разработанная CIE в 1978, одновременно с L*a*b. CIE L*u*v применяется при работе с цветными мониторами. ( http://monitors.narod.ru/gloss.htm#L*a*b* )


Complementary Colors

Дополнительные цвета - Цвета, дающие при смешении черный (субтрактивные цвета) или белый (аддитивные цвета) цвет. Дополнительные цвета расположены напротив друг друга на цветовом круге.


CGA

Color Graphics Adapter - Цветной гpафический адаптеp - пеpвый адаптеp с гpафическими возможностями. Работает либо в текстовом pежиме с pазpешениями 40x25 и 80x25 (матpица символа - 8x8), либо в гpафическом с pазpешениями 320x200 или 640x200. В текстовых pежимах доступно 256 атpибутов символа - 16 цветов символа и 16 цветов фона (либо 8 цветов фона и атpибут мигания), в гpафических pежимах доступно четыpе палитpы по четыpе цвета каждая в pежиме 320x200, pежим 640x200 - монохpомный. Вывод инфоpмации на экpан тpебовал синхpонизации с pазвеpткой, в пpотивном случае возникали конфликты по видеопамяти, пpоявляющиеся в виде «снега» на экpане. Частота стpочной pазвеpтки - 15 кГц. Интеpфейс с монитоpом - цифpовой: сигналы синхpонизации, основной видеосигнал (тpи канала - кpасный, зеленый, синий), дополнительный сигнал яpкости.


CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Black)

Цветовая модель CMYK - (http://monitors.narod.ru/gloss.htm#RGB) Цветовая модель CMYK  — цветное пространство, основанное на четырех цветах полиграфического процесса – голубом, пурпурном, желтом и черном. Одна из двух основных систем (см. также RGB) представления цвета. Основана на субстрактивной модели смешения голубого, пурпурного, желтого и черного цветов (последний добавлен для воспроизведения при печати более глубокого черного цвета в связи с несовершенством красителей). Цветовое пространство для определения цвета заданием значений голубого, фиолетового, жёлтого и чёрного компонентов. CMYK - это цветовое пространство цветных принтеров, типографских машин. CMYK называется субтрактивным цветовым пространством, так как голубой, фиолетовый, жёлтый и чёрный компоненты используются для поглощении или вычитания из белого цвета для создания цвета. Чёрный компонент идеально поглощает все компоненты в цвете в равных пропорциях. Отсутствие всех CMYK-компонентов даёт белый цвет. Модель CMYK широко применяется в полиграфии.


CIE

Commission International de l'Eclairage - Международная организация, которая устанавливает методы измерения цвета. Их цветовые стандарты для измерений цвета (признанные на международном уровне) являются техническими требованиями, которые определяют цветовые значения математическими методами.


Contrast

Контраст - Отношение яркости абсолютно белой и абсолютно черной точек экрана. Степень тонового различия между областями изображения. Максимальный контракт – белое и черное без всяких переходов, низкий контраст – сближенные тона без резких переходов.


Convergence

Сведение - Важная характеристика качества ЭЛТ; определяет совмещение трех основных цветов (RGB), формирующих изображение на экране. Сведение-пересечение красных, зеленых и синих электронных лучей в одном пикселе. Плохое сведение уменьшает разрешение монитора и загрязняет цвет белых пикселей.


Channel

Канал - Компьютерная форма отображения каждой составляющей цветовой модели, аналог цветоделенной формы в полиграфическом процессе.


Clipping Path

Обтравочный контур - Контур, создаваемый с помощью инструмента «Перо». Предназначается для передачи в другие программы для использования в качестве маски.


Cloning

Клонирование - Клонирование фрагмента изображения в интерактивном режиме с помощью специального инструмента Rubber Stamp (Штамп).


Cropping

Кадрирование - Ограничение части изображения с целью удаления лишнего и достижения большей художественной выразительности.


Crop Marks

Метки обреза - Метки, печатаемые вдоль границ изображения, они служат указанием для обрезки.


Calibration

Калибровка - Процесс настройки устройств (например, монитора) с целью более точной передачи цвета и соответствия его полиграфическим возможностям.


Calibration Bar

Калибровочная шкала - Шкала градаций серого цвета.


CDR

Corel DRaw - Векторный формат. Рабочий формат графического пакета CorelDRAW фирмы Corel.


CAD

САПР - Система Автоматического ПРоектирования.


Color

Цвет - Компоненты белого цвета, по разному воспринимаемые человеческим глазом. Цветные мониторы, например, формируют любой цвет из трех основных цветов - красного, зеленого и голубого. Цвет - это представление человека о видимой части спектра электромагнитного излучения. Свет воспринимается фоторецепторами (photo-receptors), расположенными в задней части зрачка. Эти рецепторы преобразуют энергию излучения в электрические сигналы. Рецепторы сконцентрированы большей частью в ограниченной области сетчатки или ретины (retina), которая называется ямкой (fovea). Эта часть сетчатки способна воспринимать детали изображения и цвет гораздо лучше, чем остальная ее часть. С помощью глазных мускул ямка смещается так, чтобы воспринимать разные участки окружающей среды. Обзорное поле, в котором хорошо различаются детали и цвет ограничено приблизительно 2-мя градусами. Существует два типа рецепторов: палочки (rods) и колбочки (cones). Палочки активны только при крайне низкой освещенности (ночное зрение) и не имеют практического значения при восприятии цветных изображений; они более сконцентрированы по периферии обзорного поля. Колбочки ответственны за восприятие цвета и они сконцентрированы в ямке (fovea). Существует три типа колбочек, которые воспринимают длинные, средние и короткие длины волн светового излучения. Каждый тип колбочек обладает собственной спектральной чувствительностью (sensitivity function). Приблизительно считается, что первый тип воспринимает световые волны с длиной от 400 до 500 нм (условно «синюю» составляющую цвета), второй - от 500 до 600 нм (условно «зеленую» составляющую) и третий - от 600 до 700 нм (условно «красную» составляющую). Цвет ощущается в зависимости от того, волны какой длины и интенсивности присутствуют в свете. Глаз наиболее чувствителен к зеленым лучам, наименее - к синим.


Color depth

Цветовая глубина - Глубина цвета - это количество бит цветовой информации, приходящейся на один пиксель изображения. Цветовая глубина определяет общее количество цветов, используемых для отображения или печати изображения. Например, пиксель с цветовой глубиной, равной четырем, может отображать 16 цветов, а пиксель с цветовой глубиной, равной восьми, имеет 256 цветов. Другие типичные значения цветовой глубины составляют 65536 цветов, 16,7 миллионов цветов, 32-х битный цвет формально включает около 4 миллиарда цветов, но фактически часто это 24-битный цвет с дополнительным 8-битным альфа-каналом. Другим примером 32-х битного цвета является модель CMYK (CMYK color model), но в этой модели цветовые параметры фактически изменяются в пределах от 0 до 100% через 1%. Истинный 32-х битный цвет представляется в модели CMYK256 (CMYK256 color model). 24-х битный цвет называют естественным цветом, постольку такое количество цветов вполне достаточно для представления практических всех видимых оттенков. Считается, что 8-ми битный цвет представляет минимальные набор цветов для создание относительно естественный изображений и на основании этого цвета создаются индексные цвета.


Color Temperature

Цветовая температура - Объективная мера цветового тона воспроизводимого изображения. Определяет белизну белого цвета на экране (измеряется в Кельвинах).


Color Look-up Table

Цветовая таблица - Матрица цветовых параметров, используемая для вывода цвета на экран, для конвертирования цвета из одной модели в другую и т.д.


Color Correction

Цветокоррекция - Изменение параметров цвета пикселов (яркости, контрастности, цветового тона, насыщенности) с целью достижения оптимальных результатов печати


Color Balance
Цветовой баланс - Соотношение цветов в изображении, отображается на цветовых полосах, позволяющих добавить или уменьшить один цвет за счет другого.


Color Separation

Цветоделение - Процесс разложения цветного изображения на четыре составляющих стандарта печатного процесса и получения отдельных фотоформ для каждой составляющей.


Color model, color mode

Цветовая модель - Визуальное и цифровое представление параметров цвета в зависимости от требований практики.


Cursor

Курсор - Подвижный маркер, управляемый манипулятором, например мышью, используется для включения команд, выделения, редактирования, рисования и т.д. Для большей наглядности меняет форму в зависимости от вида инструмента и выполняемой задачи. Подвижный маркер, управляемый манипулятором, например мышью, используется для включения команд, выделения, редактирования, рисования и т.д. Для большей наглядности меняет форму в зависимости от вида инструмента и выполняемой задачи.


Cache

Кэш - Область памяти (оперативной или дисковой), используемая для временного хранения данных, к которым происходят частые обращения.


D

DPI

Dots per inch - Единица измерения разрешения – (количество точек на дюйм). Термин «разрешение» в отношении принтеров означает количество точек, которые печатающая головка может разместить на одном дюйме поверхности бумаги (dpi – dots per inch – точек на дюйм) при формировании изображения. Разрешающая способность профессионального фотонаборного оборудования 2500-3500 т/д. Разрешающая способность (Resolution) — плотность цифрового изображения (в пикселах на дюйм), монитора (в пикселах на дюйм, обычно 72 ppi), принтера (в точках на дюйм), или halftone screen (в строках на дюйм).


Depth cueing

Выделение глубины - Метод для изображения удаленных деталей в помещении. Суть метода состоит в постепенной смене интенсивности цвета при удалении взгляда вглубь объекта. Например, в 3D-MAX постепенное затемнение изображения создает видимость глубины помещения.


Density

Плотность оптическая - Способность объекта поглощать или излучать свет. Чем меньше света отражает или поглощает объект, тем больше его плотность.


Dithering

Передача полутонов - «Создание» нового цвета смешиванием уже имеющихся цветов. Позволяет создать иллюзию использования большего количества цветов, чем есть на самом деле.


Diffuse

Рассеянный - Цвет материала под прямым светом; чаще - свет, отраженный от участка материала, освещенного прямым светом.


DirectX

- - DirectX — это набор API, предоставляющих доступ к ресурсам персонального компьютера для создания высокопроизводительных приложений, работающих в реальном времени. Открытая архитектура PC позволяет использовать графические и звуковые платы от различных производителей. Для фирм - разработчиков программного обеспечения, особенно разработчиков компьютерных игр очень важно, чтобы их программы корректно работали бы со многими периферийными устройствами, не вызывая проблем у пользователей. Для этого необходим инструмент разработки приложений, включающий стандартизованный программный интерфейс между приложениями и аппаратурой. DirectX играет роль такого программного интерфейса для платформы Windows. DirectX не только улучшает и упрощает реализацию программных приложений мультимедиа и компьютерных игр под Windows, но и обеспечивает их широкое распространение. DirectX был изначально реализован как часть Microsoft Game Software Development Kit (SDK) – программных инструментов для создания игр, затем по мере развития и совершенствования компоненты поддержки DirectX были введены в Windows 95, частично в Windows NT 4.0, затем в Windows 98 и, наконец, Windows 2000.


Double buffering

Двойная буферизация - http://www.spline.ru/#3D Для объяснения этого механизма можно вспомнить фокус, придуманный лет сто тому назад: если на страницах блокнота нарисовать картинки с небольшими последовательными изменениями и быстро пролистать, то картинка как бы оживет, но дискретность сдвига будет заметна. Поскольку принципы создания движения остались те же, двойная буферизация при создании 3D изображения означает: следующее изображение формируется до того, как предыдущая картинка была снята (пролистана) и, поэтому, может быть выдано на экран с минимальной задержкой относительно предыдущего изображения. При отсутствии двойной буферизации изображение будет как бы «мерцать». Но двойная буферизация требует двух буферов кадра на видеокарте, причем каждый должен иметь размер, достаточный для хранения кадра соответствующего разрешения и цвета.


Dots Gain

Растискивание точек - Дефект печати, вызываемый разными техническими причинами, состоящий в увеличении оттиска растровой точки на бумаге, что ведет к усилению плотности изображения. Растискивание характеризует эффект промокашки - изменение цвета за счет растекания краски при впитывании в бумагу (Обычно 2-5%). Лучшие результаты красками SWOP будут на мелованной бумаге.


Drag and drop

Буксировка, перетаскивание - Процедура выполнения большинства действий в графическом интерфейсе, когда указатель мыши (mouse pointer) устанавливается на экране в определенное положение (например, на объекте), затем нажимается основная кнопка мыши (primary mouse button), которой по умолчанию является левая кнопка, и, удерживая эту кнопку нажатой, мышь перемещается, при этом выбранный объект перемещается (перетаскивается) (drag) вместе с указателем мыши в нужное положение, после чего кнопка мыши отпускается (drop).


Duotone

Дуплекс - Печать полутоновых изображений несколькими красками с целью тонирования и расширения тонового диапазона отпечатка.


E

EPS

Encapsulated PostScript - http://www.yandex.ru/#term_PostScript Стандартный формат для импорта-экспорта PostScript файлов между различными приложениями. Целью EPS файла является его включение, «инкапсуляция» во внуть другого PostScript файла. EPS файл может содержать произвольную комбинацию текста, графики, растровых изображений, как произвольный PostScript файл, но только с некоторыми ограничениями.


Edge

Ребро - Ребро в векторной графике и компьютерной анимации - это отрезок прямой, связывающий две вершины (vertices) грани (face). Замкнутая последовательность ребер образует внешний контур грани.


EGA

Enhanced Graphics Adapter - Улучшенный гpафический адаптеp - дальнейшее pазвитие CGA, пpимененное в пеpвых PC AT. Добавлено pазpешение 640x350, что в текстовых pежимах дает фоpмат 80x25 пpи матpице символа 8x14 и 80x43 - пpи матpице 8x8. Количество одновpеменно отобpажаемых цветов - по пpежнему 16, однако палит- pасшиpена до 64 цветов (по два pазpяда яpкости на каждый цвет). Введен пpомежуточный буфеp для пеpедаваемого на монитоp потока данных, благодаpя чему отпала необходимость в синхpонизации пpи выводе в текстовых pежимах. Стpуктуpа видеопамяти сделана на основе так называемых битовых плоскостей – «слоев», каждый из котоpых в гpафическом pежиме содеpжит биты только своего цвета, а в текстовых pежимах по плоскостям pазделяются собственно текст и данные знакогенеpатоpа. Совместим с MDA и CGA. Частоты стpочной pазвеpтки - 15 и 18 кГц. Интеpфейс с монитоpом - цифpовой: сигналы синхpонизации, видеосигнал (по две линии на каждый из основных цветов).


Energy Star

- - Программа сертификации энергосберегающих изделий, созданная агентством по защите окружающей среды при правительстве США (EPA) и министерством энергетики США (DOE), которая выдвигает требования по энергосбережению ко всему офисному оборудованию, в том числе мониторам.


Envelope

Оболочка - Оболочкой называется замкнутая кривая (closed path), которая позволяет изменять форму объекта в соответствии с формой этой кривой. При помощи оболочки можно просто и быстро изменять форму различных объектов. Форму оболочки можно модифицировать как обычный контур, перемещая мышью его узлы (nodes) и управляющие точки (control handles). Когда оболочка применяется к объекту, она накладывается на объект и отображается специальным образом. Оболочки могут быть использованы для любых объектов, включая текст, за исключением растровых рисунков. Основное преимущество использования оболочек состоит в том, что они позволяют изменять форму объектов, фактически не изменяя параметров самих объектов.


Extrusion

Выдавливание - Один из методов создания трехмерных каркасных (проволочных) и твердотельных моделей объектов в системах трехмерной компьютерной графики и САПР. Процесс получения трехмерного тела, в общем случае, состоит в смещении плоскости с образующей вдоль линейной траектории. Двумерная форма (поперечное сечение объекта) в плоскости XY преобразуется в трехмерный объект за счет придания ей глубины в направлении оси Z.


F

Fogging

Затуманивание - Для создания эффекта тумана используется смешивание цвета пиксела изображения с цветом тумана, зависящим от некоторых, связанных с глубиной цвета, функций. Применяется также для обозначения механизма, позволяющего менять видимость объекта в зависимости от расстояния до него. Нанесение тумана требуется для того, чтобы выделить удаленные объекты, поместить их как бы в «дымку».


Fading

Обесцвечивание - Расстояние, на котором «иссякает» краска у инструментов Paintbrush (Кисть), Airbrush (Аэрограф). Эффект призван увеличивать соответствие компьютерных инструментов их реальным прототипам.


Fill

Заливка - Заполнение выделенной области или всего изображения оттенком серого цвета, сплошным цветом или декоративными образцами.


File format

Формат файла - Формат файла определяет способ организации данных на носителях информации. Форматы файлов определяется разработчиками программ в процессе их создании, затем, если они находят широкое распространение и поддержку, подлежат стандартизации. Различные типы файлов, как, например, файлы растровых изображений, векторные графические файлы, звуковые файлы, сохраняются в различных форматах. По этой причине многие прикладные программы поддерживают некоторые наиболее распространенные форматы и могут выполнять их чтение – импорт, и запись – экспорт. Обычно форматы файлов можно определить по расширениям, присваиваемым файлу при его сохранении, например, .CMX, .BMP, .DOC, .AVI, .TIF, и т.д.


Fillrate

Скорость заполнения - Одна из основных единиц измерения производительности процессоров 3D видеокарт. Этот показатель отражает максимально возможное количество пикселей, на которые ускоритель способен наложить текстуры в течение одной секунды.


FAQ

Frequendly Asked Questions' - Как правило - сборник часто задаваемых вопросов и ответов на эти вопросы. Русский перевод термина, наиболее соответствующий английскому оригиналу: «ЧаВО» - Часто задаваемые Вопросы и Ответы.


Face

Грань - В компьютерной анимации объект представляется множеством граней, образующих его сетчатую поверхность (сеть). Грань - это плоская форма (shape) в виде треугольника или четырехугольника, ограниченная ребрами (edges). Видимость грани при выполнении визуализации зависит от направления ее нормали.


FPS (Frames Per Second)

Кадров в секунду - Основная единица измерения производительности 3D ускорителей. Показывает количество кадров, которые ускоритель способен отрисовать за секунду. Чем выше этот показатель, тем мощнее видеокарта.


Fields

Поля - Современные видеосистемы чаще всего используют экраны, работающие в формате Interlaced. При этом все нечетные строки изображения объединяются в нечетное «поле», а четные строки - в четное поле. В системе PAL в одну секунду времени показывается 25 нечетных и 25 четных полей (итого 50 полей), а это в сумме 25 полных кадров в секунду. В системе NTSC в одну секунду времени показывается 30 нечетных и столько же четных полей (итого 60 полей) - 30 полных кадров в секунду. Так вот, вся хитрость с полями в компьютерных 3D-программых заключается в том, что для первого поля (нечетного на первом кадре) просчитывается положение объектов из первого (#1) кадра анимации, для второго поля (четного на первом кадре) – из промежуточного (кадр #1.5) состояния, для третьего поля (нечетного на втором кадре) - из второго (#2) кадра анимации, для четвертого поля (четное на втором кадре) - из          промежуточного (кадр #2.5) состояния анимации, и так далее.

Как вы сами можете видеть, это дает более плавное движение объектов на экране (50 состояний объектов вместо 25-ти), и снижает требования к параметрам систем сброса изображения на видео носители. Второе понятие, созвучное с термином «Fields» - черные (без изображения) полосы по краям картинки, записываемой на видео носители. Создаются для того, чтобы картинка правильно отображалась на телевизорах (частенько «отрезающих» краешки у изображения).


Frame

Кадр - Одиночное изображение из множества изображений, составляющих анимационную последовательность и представленное в определенном графическом формате. В случае полукадровой визуализации (Field rendering) каждый кадр формируется в виде двух полукадров (fields), в один из которых записываются все четные строки изображения, а в другой - все нечетные строки.


Frame rate

Частота кадров - Скорость, с которой воспроизводятся кадры кинофильма, видеозаписи или анимации, измеряемая числом кадров в секунду (Frames Per Second, FPS)


Frame buffer

Буфер кадра - Область памяти для временного хранения всех пикселей и их характеристик для одного кадра изображения. Размер буфера зависит как от количества пикселей изображения, так и от глубины цвета (или количества цветов).


Flicker

Мерцание - Нестабильное изображение на экране, вызванное низкой частотой регенерации. Пороговая частота определяется особенностями восприятия глазом человека гармонических волновых колебаний видимого диапазона и находится в пределах 50-60 Гц.


Font

Шрифт - Обычно в графической программе содержится список всех доступных шрифтов (font list). В этот список включаются такие шрифты, как Arial, которые еще называются «рублеными», шрифты, напоминающие шрифт пишущей машинки (типа Courier), шрифты с серифами (горизонтальными штрихами, как бы ведущими глаз при чтении от одной буквы к другой) типа Times, шрифты, имитирующие ручной почерк и множество других шрифтов. Большинство шрифтов являются романскими, то есть шрифтами английского алфавита, но имеется большое количество «русифицированных», кириллитических шрифтов, имеющих в своем названии слово Cyr (такие шрифты еще называют кириллицей).Гарнитура - это полный набор символов (characters), то есть букв, цифр, знаков пунктуации и специальных значков в рамках одного шрифтового дизайна.

Шрифты Type1 - наиболее распространенные шрифты PostScript. Эти шрифты описывают контур каждого символа. Контур может заполняться краской или текстурой. Шрифты Type1 представляются в форматах PFB (PostScript Font-Binary) и PFA (PostScript Font-ASCII). В первом данные записаны в более плотной, двоичной форме, во втором - шестнадцатеричном представлении, поэтому файлы в этом формате имеют больший размер. Наиболее общими являются шрифты Type3. Эти шрифты определяют каждое начертание символа с помощью процедур PostScript. Позволяют использовать многоцветные символы или символы, изменяющие свой вид при каждом воспроизведении.


G

GIFGraphics Interchange Format - Растровый формат. Разработан фирмой CompuServe Inc. для обмена графической информацией между пользователями сети CompuServe. Gif - cамый распространенный графический формат в Интернете. Наиболее популярен, так как позволяет делать анимацию, прозрачные области, черезстрочную загрузку. Данный формат имеет хороший алгоритм сжатия и позволяет делать достаточно компактную графику. Формат ограничен использованием 256 цветов.


Gamma

Гамма - Коэффициент контраста в средних тонах изображения.


Gamma Correction

Гамма Коррекция - Корректирующий фактор, применяемый к задаваемому значению цвета, чтобы обеспечить линейную зависимость между задаваемым значениями воспроизводимым на принтере или мониторе цветом. Гамма коррекция связана с понятием линейности устройства. Линейность - характеристика устройства означающая линейную зависимость выводимого (печатаемого на бумаге, отображаемого на экране) цвета от заданного значения. Нелинейность устройства в передаче цвета приводит к значительным цветовым искажениям. Чтоб скомпенсировать этот недостаток, к входным значениям применяется инверсная коррекция – гамма коррекция. Как правило гамма коррекция - это степенная функция. Для компьютерных CRT мониторов нелинейная зависимость выводного цвета от заданного сигнала является степенной функцией с экспонентой от 2.2 до 2.8. Для других дисплеев такая зависимость может быть еще более сложной. Для чернильных принтеров значение экспоненты может быть еще больше - от 2 до 4.


Gradient

Градиент - Плавный переход от одного цвета к другому, художники называют такой прием «растяжка».


Grayscale

Градации серого - Одноканальное представление изображения с 256 уровнями (градациями) серого цвета. На каждый пиксел изображения отводится 1 байт (8 бит). Цветовая модель «Оттенки серого» используется для черно-белой печати и сканирования изображений на черно-белых или полутоновых (halftone) сканерах. В этой модели различные оттенки серого задаются с помощью разного процентного содержания двух цветов: черного и белого. Каждый пиксель черно-белого изображения в оттенках серого характеризуется значением яркости, изменяющимся в диапазоне от 0 (черный) до 255 (белый). Яркость оттенка серого может быть интерпретирована как процентное содержание черной краски (0% - белый и 100% - черный). Значение серого цвета может быть выражено также в терминах других цветовых моделей. В RGB модели (RGB color model) оттенок серого цвета соответствует равному количеству всех трех основных компонент, в CMYK модели (CMYK color model) - нулевым значениям компонент C, M, и Y и положительному значению компонента K, в HSB модели (HSB color model) - нулевым значениям компонент H и S, и положительному значению компонента B.


GCR (Gray Component Removal)

Замена серой составляющей - Метод в цветоделении, при котором равные доли голубой, пурпурной, желтый красок заменяются на соответствующий оттенок черной краски.


Gouraud

Затенение по Гуро - Алгоритм, позволяющий с высоким качеством рисовать поверхности трехмерных объектов. Основан на эффекте сглаживания человеческим глазом информации о цвете и форме объекта. Принцип обработки следующий: считывается информация о цвете в трех точках, образующих треугольник, затем она интерполируется (усредняется) по интенсивности красного, синего и зеленого цвета. Затем из множества созданных таким образом треугольников создается поверхность объекта. Этот алгоритм является наиболее популярным сегодня при представлении трехмерных объектов.


H

HTML

Hypertext Markup Language - Язык описания страниц World Wide Web.


Halftone

Растр - В полиграфии техника передачи непрерывного тона с помощью бинарной структуры черного и белого. Тональным градациям ставятся в соответствие размеры точек. Физический размер точек достаточно мал, и при восприятии они сливаются и более или менее имитируют тональный диапазон. Угол наклона растра — угол наклона линии растра для разных цветов, применяемые для распределения цветовых точек в розетку.


Histogram

Гистограмма - График, отображающий соотношение значений тона (цвета) и количества пикселов каждого тона (цвета), и тем самым – распределение тонов (цветов) в изображении.


Highlights

Света, Блики - Света — самые светлые области изображения. Светлые тона изображения, на полутоновом растрированном изображении представляются точками малого размера. Блик - это яркий участок на поверхности предмета, который создается за счет отражения света от поверхности этого предмета. Блики характеризуются плавным изменением яркости, что называется растушевкой (feathering). Яркие блики (specular highlights) дают блестящие предметы, например металлические никелированные или хромированные детали. Для изображения бликов сложной формы можно использовать эффект перетекания (blend).


Hue

Цветовой тон, Оттенок - Цвет, получаемый из любого исходного цвета путем незначительного добавления черного, белого или любого другого цвета. Основная характеристика цвета, отличающая его от других цветов, например, оранжевый от синего, фиолетовый от розового и т.д. Используется в модели HSB.


HSB

Цветовая модель HSB - Цветовое пространство, основанное на трех характеристиках цвета: цветовом тоне (Hue), насыщенности (Saturation), и яркости (Brightness).


I

Interactive

Интерактивный - Интерактивным называется приложение, результат работы которого зависит от пользователя и он может изменять как результат так и представление результата. Обработка данных в режиме двухстороннего диалогового взаимодействия пользователя и компьютера, обмена между ними последовательностью запросов (вопросов) и ответов (приглашений) с целью управления процессом обработки. Реализуется с помощью программного обеспечения обладающего свойством интерактивности. Интерактивность свойство программного обеспечения, обеспечивающее реакции со стороны программы, в ответ на какие-либо действия пользователя. Реализуется за счет применения графического интерфейса пользователя.


Interpolation

Интерполяция - http://www.yandex.ru/#rus_term_resolution Когда разрешение исходного растрового изображения значительно меньше, чем разрешающая способность выводного устройства, каждый пиксел исходного изображения покрывает множество пикселов устройства. В результате черно-белые изображения выглядят «зубчатыми», а полутоновые «кирпичами». Для избавления от этих эффектов применяется алгоритм интерполяции, когда все пикселы выводного устройства, покрываемые исходным пикселом рисуются не одним цветом, а плавным переходом от одного цвета к другому выбором промежуточных цветов.


Inverse

Инверсия - Изменение тона или цвета на противоположный (например, черный цвет на белый).


Interface

Интерфейс - Основное окно программы, в котором располагается все необходимое для работы. Графический интерфейс — графическая среда организации взаимодействия пользователя с вычислительной системой. К основным элементам графического интерфейса относят: окна, меню, линейки инструментов, или инструментальные линейки, планки инструментов (tool bar), представляющие собой наборы пиктограмм, выбор которых инициирует какое-либо действие, линейки прокрутки (scroll bar), и элементы управления (controls): кнопки (buttons), в том числе кнопки команд (command buttons), кнопки настройки (options buttons), переключатели (radio buttons), наборы значений (value sets), выключатели (check box), списки (list box), текстовые зоны (text box), спиннеры (spinners) и др.


Indexed Colors

Индексированные цвета - Это табличный набор цветов (не более 256), который сформирован из исходного изображения либо из некоторой цветовой палитры и используется для окрашивания данного изображения с целью уменьшения размера его файла или создания художественного эффекта.


Icon

Пиктограмма - Графический символ, представляющий программу, команду, инструмент и т.д.


ICD (Installable Client Driver)

Инсталлируемый клиентский драйвер - Классический вариант драйвера OpenGL, реализующий весь конвейер 3D функций. ICD в идеале должен быть драйвером, максимально оптимизирующим все поддерживаемые OpenGL 3D операции. Как правило, этого не происходит, так как разработка такого драйвера может занять годы. Поэтому ICD часто не имеет оптимальной полной поддержки всего конвейера 3D функций. ICD обычно применяется в профессиональных 3D видеокартах для работы с соответствующими программами. Драйвер для видеокарт OpenGL позволяет использовать все возможности спецификации OpenGL. Именно IDC-драйвера используются при работе Maya, Softimage, 3DS Max, LightWave, и других программ.


Interlaced

Чересстрочный - В настоящее время существует две наиболее распространенные системы вывода картинки на экран: «сплошная, нечересстрочная» (Non-interlaced) и «чересстрочная». В «чересстрочной» системе сначала отображаются все нечетные горизонтальные строки исходного изображения, а затем - все четные строки этого же изображения. Такой режим позволяет вдвое снизить нагрузку на электронику (частота обновления в два раза меньше), но создает эффект мерцания изображения. В «сплошной» системе наоборот все строки (нечетные и четные) отображаются в том порядке, в каком они идут в исходном изображении. Это дает более качественную картинку, но повышает требования к электронике.


J

JFIF

JPEG File InterchangeFormat - http://www.yandex.ru/glossary.htm#term_JFIF Растровый формат. Разработан для хранения JPEG-данных. JFIF-файл - это JPEG-данные с некоторыми ограничениями. На JPEG часто ссылаются как на метод компрессии и как на формат файла. Фактически, JPEG-спецификация сама по себе не определяет формата файла, а только формат представления данных, компрессированных методом JPEG. Особенностью JPEG-компресии является большой коэффициент сжатия (до 10-100 раз) с потерей информации. Формат представления файла задаётся JFIF-стандартом.


Jpg

- - Jpg - второй по популярности (после Gif) формат графических файлов в Интернете. Jpg не позволяет использовать анимацию и прозрачность, но тем не менее является лучшим выбором для фотографических изображений. Jpg хорошо сжимается и, в отличие от Gif, не ограничен 256 цветами, а позволяет использовать до 16 миллионов цветов.


JPEG (Joint Photographic Experts Group)

Объединенная группа экспертов по фотографии - В 1990 году Объединенной группой экспертов в области фотографии (Joint Photographic Experts Group, JPEG) была предложена схема сжатия, которая впоследствии завоевала всеобщее признание как стандартный метод обработки неподвижных изображений, получивший название JPEG. Используется как название техники сжатия цветных изображений фотографического качества. Позволяет уменьшать размеры файлов до 5% от их нормальной величины, с потерей качества изображения. На самом деле большинство изображений JPEG правильнее называть JFIF. Имя JPEG указывает на алгоритм сжатия, но не на формат файла. На самом деле алгоритм сжатия JPEG используют как многочисленные мало различающиеся форматы, зачастую известные как JPEG, так и единичные радикально отличающиеся форматы, такие как TIFF и Quiсk Time.


K

Key Frame

Ключевой или опорный кадр - При создании видеоряда с использованием алгоритмов сжатия информации часто используется режим «keyframe». Это означает, что в кадре, который является «ключевым», хранится полное исходное изображение, а в кадрах, следующих за «ключевым» - только изменения по сравнению с предыдущим кадром. И в таком режиме «только изменения по сравнению с предыдущим кадром» изображения сохраняются до тех пор, пока не встретится очередной «ключевой кадр» (в котором опять сохраняется вся картинка целиком).


Kerning

Кернинг, Межбуквенные интервалы. - Расстояние между парами символов в шрифте. Расстояние между разными парами символов сводится в таблицу кернинга, находящуюся в файле шрифта. Межбуквенные интервалы измеряются в тех же единицах, что и кегль шрифта  в пунктах и в пикселах. Положительные значения увеличивают расстояние между символами, а отрицательные  уменьшают.


L

Leading

Интерлиньяж – параметр, определяющий межстрочные интервалы. Интерлиньяж представляет собой расстояние между базовыми линиями двух соседних строк (расстояние между строками текста в абзаце) и измеряется в тех же единицах, что и кегль шрифта. Оно измеряется в пунктах и складывается из кегля шрифта и расстояния между строками. Например, кегль 10 пунктов при расстоянии между строками в 2 пункта называют кеглем 10 пунктов при интерлиньяже 12 пунктов. По умолчанию используется интерлиньяж, заданный дизайнером шрифта.


Line Frequency, Halftone Screen

Линиатура растра - Плотность точек в полутоновом растре, выражаемая обычно в линиях на дюйм – LPI (Lines per inch).


Layer

Слой - Дополнительный уровень для рисования. Метафора прозрачной кальки в традиционном дизайне.


Layers Merging

Сведение слоев - Объединение всех видимых и невидимых слоев в один с учетом режимов слияния, непрозрачности и прочих условий.

Из палитры Layers возможно установить следующие свойства слоев: Normal (нормальный режим)— каждый пиксел закрашивается или редактируется, приобретая результирующий цвет. Этот режим принят по умолчанию.

Dissolve (режим растворения)—закрашивается или редактируется каждый пиксел, однако в данном случае результирующий цвет получается путем случайной подстановки базового или накладываемого цвета в зависимости от степени непрозрачности в каждой точке изображения. Наилучшие результаты этот режим дает при работе с кистью или аэрографом, а также при большом размере кисти.


Layers Mode

Режимы наложения слоев - Multiply (режим умножение)—считывает цветовую информацию в каждом из каналов и умножает значение базового цвета на значение накладываемого цвета. Результирующий цвет всегда получается более темным. Умножение любого цвета на черный дает черный. Умножение любого цвета на белый оставляет его без изменений. При многократном нанесении любого цвета (кроме белого и черного) каждый последующий штрих или мазок дает более темный цвет.

Screen (режим осветление)— считывает цветовую информацию в каждом из каналов и перемножает инвертированные значения базового и накладываемого цветов. Результирующий цвет всегда получается более светлым. В этом режиме наложение черного цвета не изменяет исходное изображение.


Lofting

Лофтинг - Один из методов создания трехмерных поверхностей в САПР и системах компьютерной анимации. Создание поверхности происходит на основе установки вручную на вершинах сплайна - пути (path) нескольких (не менее двух) полигонов - сечений поверхности и автоматической генерации промежуточных сечений. При этом происходит соединение ребрами одноименных вершин полигонов. Полигоны должны иметь одинаковое число вершин и одинаковую ориентацию начальной вершины. В процессе генерации промежуточных сечений могут выполняться операции деформации исходных полигонов, такие как масштабирование (scale), вращение (twist), покачивание (teeter) и др. Путь может иметь форму прямой, окружности, спирали, произвольной сплайновой кривой. Сложность трехмерной сети будет зависеть от количества вершин на пути, в которые устанавливаются исходные и промежуточные полигоны и от количества вершин на полигонах.


LPI

Линиатура растра (частота растра) - Число линий на дюйм (lpi), задаваемое при печати изображения. На идеальном бумажном носителе чем выше частота растра, тем лучше качество изображения. Но в действительности все зависит от качества бумаги. Если бумага тонкая и пониженного качества (т.е. хорошо впитывает краску), то при высокой линиатуре растра изображение будет размазываться. В зависимости от качества бумаги рекомендуется выбирать следующие величины частоты растра: для газетной — 70-90 lpi, для бумаги высокого сорта — 90-100 lpi, для глянцевой — 133 lpi и выше.


M

MCD (Mini Client Driver)

Мини-клиентский драйвер - http://www.spline.ru/#OpenGL Упрощенный вариант драйвера OpenGL, активно поддерживаемый и продвигаемый фирмой Microsoft. Рассчитан, в основном, на использование в драйверах для видеокарт, ориентированных на игры. Разработка вполне приличного MCD драйвера занимает небольшое время и позволяет сократить срок от разработки видеопроцессора до выхода на рынок готовой видеокарты.


Midtones

Средние тона - Тона изображения в диапазоне между светами и тенями.


MIP (mip mapping)

Название произошло от фразы на латинском Multum in Parvo (много в одном) - Многоуровневое отображение - используется как один из удобных способов упаковки текстур изображения в памяти и быстрой отрисовки их на экране. Для реализации этого метода в памяти хранится несколько вариантов одной текстуры, но с различным разрешением и, в зависимости от расстояния между точкой обзора и объектом, выбирается текстура оптимального разрешения. Этот метод позволяет не пересчитывать размеры текстур, что требует больших затрат вычислительной мощности компьютера. Текстуры на ближайших к точке обзора поверхностях выводятся с высоким разрешением, на удаленных - с худшим разрешением. Существуют несколько способов реализации mip mapping:

nearest Самый простой способ, основанный на том, что есть только один вариант текстуры, выполненной с разными разрешениями, которые заменяются при приближении/удалении объекта к наблюдателю. При этом может возникнуть искажение картинки, вызванное быстрой сменой текстур.

linear Более сложный способ, предусматривающий использование двух разных вариантов текстур с интерполяцией между ними.


multi-texturing

- - Multi-texturing - мультитекстурирование. Что это такое? Во многих современных играх для отрисовки пикселя используется как отображение поверхности, так и отображение освещенности. Видеопроцессоры, позволяющие обрабатывать такой пиксель за один такт синхронизации, поддерживают режим мультитекстурирования. Первыми видеопроцессорами с поддержкой мультитекстурирования были Voodoo 2 от фирмы 3Dfx Interactive и Riva TNT от фирмы nVidia. Из API не поддерживает мультитекстурирование только Direct X 5.


Moiré

Муар - Паразитный узор на цветном оттиске, получающийся при неверном приводке, неправильных углах наклона растра и некоторых других технических условиях. Муар (Moire) - вид искажений, помеха в виде колец или полос на экране кинескопа, вызванных в основном биением периодических структур растра оптического изображения. Эти искажения, воспринимаются глазом как «волокнистость» и волнообразные разводы изображения.


Mode

Режим - Метод интерпретации цветовой информации. Изображение может быть представлено в различных режимах, выбранных через команду Mode в меню Image. Режимы можно специально выбрать для использования заливки или конкретного инструмента редактирования через всплывающие меню. Обычно используются: полутоновый (Grayscale), индексированные цвета, RGB, CMYK, и Lab color.


Morphing

Морфинг - http://www.niac.natm.ru/graphinfo.nsf/00000000000000000000000000000000/a081875144745cfa432566f9003f1dd7?OpenDocument Термин происходит от слова metamorphosing - проведение преобразования. Относится к технике анимации, в которой один образ постепенно преобразуется в другой. Возможно выполнение двухмерного и трехмерного морфинга. В первом случае морфинг производится над растровыми файлами начального и конечного образа. Программное обеспечение двухмерного морфинга генерирует заданное число промежуточных кадров, которое обеспечивает плавный переход начального образа в конечный. В случае трехмерного морфинга, с помощью исходной, конечной и ключевых промежуточных трехмерных моделей, генерируется анимированная последовательность кадров преобразования одного трехмерного объекта в другой. В процессе выполнения трехмерного морфинга объектов возможен морфинг материалов.


N

NURBS

Non-Uniform Rational Basis-Splines - Математические поверхности, кривизна которых определяется положением контрольных точек, а положение любой точки поверхности вычисляется по математическим формулам. Большинство современных САПР и систем компьютерной анимации поддерживают моделирование с использованием NURBS.


Non-interlaced Scanning Mode, NI

Сплошная (прогрессивная) развертка - Передача всех строк на экране монитора за один прием без чередования. Обладающие сплошной разверткой мониторы позволяют быстрее выводить изображение на экран и менее подвержены мерцанию. Все современные мониторы являются мониторами со сплошной разверткой.


NTSC

National Television Standards Committee - Стандарт видеозаписи, телевещания. Используется в США, Японии и других странах (в Европе и остальных странах мира основным телевизионными стандартами являются PAL и SECAM) Стандарт определяет метод кодирования информации в композитный видеосигнал. Согласно стандарту NTSC, каждый видеокадр состоит из 525 горизонтальных строк экрана, по которым каждую 1/30 секунды проходит электронный луч. При отрисовке кадра электронный луч делает два прохода по всему экрану: сначала по нечетным строкам, а потом по четным (чересстрочная развертка - interlacing). Обеспечивается поддержка 16 миллионов разных цветов.


Noise

Шум - Совокупность пикселов, цветовое значение которых распределяются случайным образом.


O

OpenGL

- - Программный интерфейс 3D (3D API) для Windows NT и Windows 95, исторически созданный для станций Iris GL фирмы Silicon Graphics. Сейчас именно OpenGL часто применяется вместо интерфейсов серии DirectX от Microsoft. Драйвера OpenGL выпускаются в вариантах ICD и MCD.


Opacity

Непрозрачность - Плотность цвета или оттенка, в пределах от прозрачного до непрозрачного. В Adobe Photoshop, непрозрачность для заливки или конкретного инструмента редактирования определяется на вкладке Brushes. Если непрозрачность установлена равной в 0%, то объект становится практически невидимым, а если непрозрачность равна 100% , то объект совершенно непрозрачен. Промежуточные значения параметра делают объект более или менее прозрачным.


Optimization

Оптимизация - В Web-дизайне настройка параметров сжатия файла изображения с целью уменьшения его размера.


P

PDF

Portable Document Format - http://www.yandex.ru/#term_PostScript Мобильный формат представления документов. Является развитием языка PostScriptв направлении интерактивной работы. Если PostScript изначально создавался, как язык выводных устройств, то целью создания PDF была задача разработки единого формата, как для диалоговой работы, так и для вывода на печать. PDF имеет мультимедийные расширения - звук, видео, позволяет создавать диалоговые экранные формы, поддерживает гиперссылки, как внутри одного PDF-документа, так и между PDF документами.


PCX

PC Paintbrush File Format - Растровый формат. Впервые появился в программе PC Painbrush для MS-DOS фирмы ZSoft, откуда и приобрёл своё название. После лицензирования программы Paintbrush для Windows фирмой Microsoft PCX стал использоваться рядом Windows-продуктов. В настоящее время не очень используется из-за своей ограниченной компрессии.


Panel

Панель - Название элемента интерфейса некоторых программ, в закрытом состоянии выглядящего как горизонтальная полоса с написанным на ней названием панели (в начале строки обычно стоит символ (+), при нажатии на полосу с названием вниз «выезжает» поле с опциями/меню/т.д., при этом символ (+) перед названием панели меняется на символ (—). Например, в программе 3DS Max на закладке «Modify» есть панель «Modifiers».


PAL

Phase Alternate Line - Основной телевизионный стандарт в Европе (США, Япония и некоторые другие страны используют стандарт NTSC, Россия, Франция - SECAM). Используется также в Великобритании, Австралии и Южной Африке. Стандарт PAL использует метод добавления цвета к телевизионному сигналу черного и белого цвета. Создает на экране 625 строк с частотой 25 кадров в секунду. Аналогично системе NTSC использует чересстрочную развертку.


Palette

Палитра - Способ вывода информации и управления в специальных окнах, которые можно свободно перемещать, сворачивать и разворачивать. Палитра — это системное средство программы Adobe Photoshop, предназначенное для выполнения различных операций, связанных с обработкой изображения, настройки используемых инструментов, а также для отображения соответствующей информации. Отличительной особенностью палитры, являющейся разновидностью диалогового окна, можно считать тот факт, что она, в отличие от последнего, может находиться на экране в развернутом или свернутом состоянии, не мешая выполнению других операций, не имеющих к ней отношения. Любая палитра программы имеет вид вкладки, расположенной на плавающей панели со стандартным набором элементов — заголовком и тремя кнопками управления в правом верхнем углу.


PPT

Power PoinT - Векторный формат. Рабочий формат графического пакета PowerPoint фирмы Microsoft.


Path

Контур - Представление изображения с помощью векторных объектов, обычно основанных на использовании специального математического аппарата кривых Безье.


Point

Пункт - Основная единица полиграфической системы мер. Равна 1/72 дюйма. Используется в основном для измерения размеров шрифта. Пункт- Основная единица типографской системы измерения. 1 пункт = 1/72 части дюйма. Использовавшийся ранее в качестве основы типометрии французский дюйм (27,06 мм) с внедрением компьютерных технологий вытеснен английским дюймом (25,4 мм).


Point Size

Кегль - Кегль - вертикальный размер символов шрифта, выраженный в пунктах. Размер -это расстояние от верхней границы знака до нижней. Определяется его высотой, измеренной в типографских пунктах (point или pt). 12 пунктов равны 1 пике, 6 пик одному дюйму. Каждый кегль имеет своё особое название.


PostScript language

Язык PostScript - http://www.yandex.ru/glossary.htm#rus_term_RIP Интерпретируемый язык программирования для представления текста, векторной графики и растровых изображений на печатаемых или отображаемых страницах. PostScript-изображениестроится в процессе интерпретации PostScript-программы, описывающей изображение. Интерпретацию выполняет PostScript-интерпретатор или растровый процессор. PostScript- это не формат, это - язык. Язык программирования вывода документов, включающих текст и графику.

Используется также для описания, печати и хранения шрифтов. В настоящее время является стандартом де-факто для широкого круга печатных устройств, от лазерных принтеров среднего класса до устройств фотовывода. Текстовые процессоры и компьютерные издательские системы могут преобразовывать документы из своего внутреннего формата в программу на языке PostScript , которая затем пересылается на принтер. Программа на языке PostScript непосредственно не управляет принтером. Для этого принтер должен содержать интерпретатор, который преобразует команды языка PostScript в команды управления принтером. PostScript использует не зависящую от устройств систему воспроизведения. Это означает, что один и тот же PostScript файл с описанием документа может быть выведен на экран с разрешением72 dpi, на лазерный принтер с разрешением 600 dpi и на высококлассной аппаратуре печати с разрешением 2400 dpi.


Powerclip

Фигурная обрезка - Применение эффекта фигурной обрезки предполагает использование двух объектов: объект-контейнер (container) и объект-содержимое (contents). Объект-содержимое помещается внутрь объекта-контейнера, после чего полученная комбинация объектов ведет себя, как один объект. По принципу действия контейнер можно сравнить с окном, в котором видно только то, что попадает в его рамку. Части содержимого контейнера, находящиеся снаружи контейнера, сохраняются, но становятся невидимыми. Содержимое контейнера впоследствии можно будет извлечь или редактировать, так как информация, хранящаяся в нем, остается неизменной. Все преобразования, совершаемые над созданным с помощью эффекта фигурной обрезки контейнером, автоматически применяются к его содержимому.


PLUG and PLAY

Включи и Работай - Это решение Microsoft для операционной системы Windows 95 (98, 2000), предлагающее автоматическое соединение периферийного оборудования без потери времени на установку. Мониторы автоматически передают системе свои идентификационные данные и сведения о возможностях. Затем система сама выбирает наивысшее разрешение и частоту обновления экрана, максимально используя возможности мониторов. Эта разработка значительно упрощает установку и обслуживание.


Plug-in

Дополнительный модуль - Программное обеспечение (чаще всего фильтры), разработанное сторонними компаниями для использования с программой Adobe Photoshop и некоторыми другими. Дополнительный модуль/процедура/программа для какого-либо программного продукта, который обычно расширяет/улучшает возможности программного продукта. Как правило, распространяется отдельно от программного продукта, и как правило устанавливается простым копированием в нужную директорию. Подключаемые модули - дополнительные программы, позволяющие расширить возможности головной программы. Головная программа (например, Adobe Photoshop) загружает подключаемые модули в память и выгружает их оттуда по мере надобности. Не будучи включенными в основной код головной программы, подключаемые модули предоставляют гибкие возможности. Самым важным является то, что обновление подключаемых модулей можно производить в любой момент без необходимости обновления всего приложения целиком.


Pixel(Сокращение от «picture element»)

Пиксель - Минимальный элемент изображения на экране, который может быть сгенерирован компьютером. Изображение на экране создается из тысяч пикселей. Размер пикселя не может быть меньше одной триады кинескопа. Каждый пиксель состоит из одной или более триад точек (красной, зеленой и синей). Пиксель представляет собой наименьший адресуемый элемент растрового изображения. Это минимальный блок информации на экране монитора.


Pica

Пика, Цицеро - ( http://www.yandex.ru/#rus_term_point ) Одна из основных единиц типографской системы измерения. 1 цицеро = 12 пунктам. В английской терминологии цицеро - это pica.


Process Colors

Тридные краски - Три основные краски (голубая, пурпурная, желтая) и дополнительная (черная), используемые в стандартном печатном процессе. Синоним CMYK – цветов. Триада содержит три заполненные фосфором точки (одна красная, один зеленая, и одна синяя). Каждая из трех электронных пушек направлена на один из этих цветов (например, красная пушка возбуждает только красный фосфор точки триады).


PPI

Пикселы на дюйм (не путайте с DPI) - Единица измерения для устройства ввода изображения (например, для сканнера).


Polygon

Полигон - Минимальный компонент трехмерного изображения на экране, на которые оно разделяется для последующей обработки. Как правило, используются треугольные полигоны, из которых затем могут быть построены любые другие многоугольники.


Posterize

Постеризация - Уменьшение количества тонов (цветов) для передачи изображения. Используется для художественных целей или в целях подготовки изображения для трассировки.


R

RGB (Red, Green, Blue)

Цветовая модель RGB - Цветовая модель RGB—цветовое пространство, основанное на трех цветах – красном, зеленом и синем. RGB - это цветовое пространство мониторов, сканеров, видеокамер. RGB называется аддитивным цветовым пространством, так как красный, зелёный и синий компоненты добавляются к чёрному для создания цвета. Отсутствие всех RGB-компонентов даёт чёрный цвет. RGB (Red Green Blue) - одна из двух (см. CMYK) основных систем представления цвета. В основу системы RGB положен аддитивный процесс смешения трех основных цветов - красного, зеленого и синего. Модель RGB является основной для излучающих источников (приемники телевизионного изображения, мониторы).


Raster

Точечная графика - Изображение, состоящее из совокупности точек (пикселов). Каждый пиксел имеет атрибут цвета, кодируемый от 1 бита (черно-белый шрифт) до 24 бит (цветное изображение в 16,7 миллионов оттенков).


Rasterizing

Растеризация - Превращение объекта, описанного в виде графических примитивов (линий, прямоугольников, текста и т.д.) в объект, представленный только совокупностью пикселей.


Radiocity

Рассеянный свет - Эффект подсветки объекта(ов) за счет отражения света от других объектов в сцене, а так же рассеивания света непрозрачными субстанциями (газами, взвесями, парами и т.д.). При этом, если объект получает свет, отраженный от объекта красного цвета, то и подсветка будет красным светом!


Real-time

Реальное время - Этот термин конкретно в 3D документах используется как одна из характеристик записи или воспроизведении изображения с частотой не менее 25 кадров в секунду.


Rendering

Визуализация - В трехмерной графике - операции отрисовки, требующие вычислений для каждого пикселя изображения. Процесс создания растрового цифрового изображения объектов по компьютерной модели. Программа рендеринга рассчитывает освещенность всех объектов сцены с учетом источников света, свойств материалов, световых эффектов, таких как тени и отражения, прозрачность, преломления лучей, атмосферные эффекты и создает на плоскости экрана перспективную проекцию изображения сцены с заданной точки наблюдения. Может выполняться рендеринг статических сцен с получением одиночных изображений и сцен с анимацией, с получением кадров анимационной последовательности


Resolution

Разрешающая Способность - Разрешение - определяет число пикселей, которые могут быть отображены на экране и, соответственно, храниться в памяти. Возможность воспроизведения минимальных печатающих элементов (пикселов) на единице размера. Разрешающая способность обычно измеряется в точках на дюйм (т/д) или в линиях на миллиметр (л/мм). Например, разрешающая способность экрана компьютера 80-100 т/д, разрешающая способность хорошего лазерного или чернильного принтера 600 т/д или 24 л/мм. Разрешение (Resolution) монитора - одна из важнейших характеристик монитора, определяемая числом точек растра (пикселов) по горизонтали и числом линий по вертикали. Разрешение (Resolution) - количество пикселов на единицу длины (обычно дюйм).


Registration

Приводка - Совмещение цветоделенных полос по меткам приводки в процессе печати с целью получения полно цветного изображения.


Resampling

Ресэмплинг - Ресэмплинг - это процедура изменения размера изображения в пикселях. Соответственно изменяется и размер файла. Если выполняется процедураdownsample, то число пикселей в изображении уменьшается. Если выполняется процедураresample up, то количество пикселей увеличивается и в изображение добавляются новые пиксели. В обоих случаях качество изображения ухудшается. При уменьшении количества пикселей часть информации теряется. При увеличении количества пикселей добавляются новые искусственные пикселы, при этом изображение может выглядеть затуманенным или несфокусированным. При увеличении числа пикселей в изображении для определения цвета дополнительных пикселей используется метод интерполяции (dithering)


Registration Marks

Метки приводки - Метки, помещаемые на цветоделенных печатных оттисках и используемые для совмещения цветов в процессе печати.


Retouch

Ретушь - Коррекция изображения с целью устранения мелких дефектов, исправления тонального и цветного балансов.


Refresh rate

Частота регенерации - Одна из важнейших характеристик монитора, определяющая скорость, с которой происходит воспроизведение кадра или полное восстановление (обновление) экрана в единицу времени. Частота регенерации дисплея и соответствующие характеристики графической платы, с которой работает монитор, предопределяют мерцание изображения для всех режимов работы монитора. Чем выше частота регенерации, тем меньше мерцание экрана и, как следствие, комфортнее условия работы в силу значительно меньшей утомляемости глаз пользователя. Стандарты VESA определяют сегодня частоту кадровой развертки в отсутствие мерцания изображения для любых режимов работы монитора не хуже 85 Гц.


Rollover

Ролловер - Интерактивный элемент дизайна Web-страницы Его внешний вид зависит от положения курсора мыши в окне браузера и состояния ее кнопок


S

SVGA (Super Video Graphics Array)

(Super VGA) - Расшиpение VGA с добавлением более высоких pазpешений и дополнительного сеpвиса. Видеоpежимы добавляются из pяда 800x600, 1024x768, 1152x864, 1280x1024, 1600x1200 - большинство с соотношением 4:3. Цветовое пpостpанство pасшиpено до 65536 (High Color) или 16.7 млн (True Color). Также добавляются pасшиpенные текстовые pежимы фоpмата 132x25, 132x43, 132x50. Из дополнительного сеpвиса добавлена поддеpжка VBE. Фактический стандаpт видеоадаптеpа пpимеpно с 1992 г., после выхода стандаpта VBE 1.0. До выхода и pеализации стандаpта пpактически все SVGA-адаптеpы были несовместимы между собой.


Sample Merged

Совмещенные данные - Опции, позволяющая работать с изображением на всех слоях.


Style

Стиль - Начертание шрифта (текстовый стиль) - это графическое представление шрифта (font), которое характеризуется наклоном основного штриха шрифта (прямые шрифты и наклонные или курсивные (italic)) и насыщенностью или отношением толщины основного штриха к межбуквенному пробелу (светлые, полужирные и жирные). Обычно графическая программа содержит список всех текстовых стилей документа (style list), в который включены следующие начертания: Обычный (Normal), Полужирный (Bold), Курсив (Italic) и Подчеркнутый (Underline). Можно использовать комбинацию нескольких режимов одновременно. В программе CorelDRAW имеются, также, режимы Надчеркивание (Overscore) и Зачеркивание (Strikethru).


Selection

Выделение - Операции маркировки совокупности пикселов для перемещения, трансформации и т.д. Выполняется с помощью специальных инструментов и команд.


Segment

Сегмент - Сегмент контура (contour) - это участок кривой между двумя опорными точками (nodes). Контур может состоять из одного или нескольких сегментов. Начало и конец каждого сегмента называют узлами или опорными точками, поскольку они фиксируют положение сегмента, «привязывая» его к определенной позиции в документе. Все кривые начинаются и заканчиваются узлом.


Script

Макрос - Макрос - это написанная на специальном языке программа, которую можно отлаживать (debug) и запускать (run) средствами программы (например, CorelDRAW). Тексты макросов сохраняются в файлах с расширением .CSC. Использование макросов позволяет автоматизировать сложные графические построения, такие как построение аксонометрических и перспективных изображений, создание календарей и поздравительных открыток, визитных карточек.


SECAM

SEquential Couleur Avec Memoire - Телевизионный формат, используемый в России, Франции, странах Восточной Европы. Предусматривает разложение телевизионного кадра на 625 строк, частоту кадров 50 Гц. Так как частота кадров и количество строк соответствует стандарту PAL, есть возможность просматривать видео в формате SECAM на видеоплеере PAL стандарта (и наоборот), но в монохромном варианте.


Square

Квадрат - Одна из основных единиц типографской системы измерения. 1 квадрат = 4 цицеро или 48 пунктам.


Shadows

Тени - Тени — самые темные области изображения. Темные тона изображения, на полутоновом растрированном изображении представляются точками большого размера.


Shininess

Блеск, Глянцевидность - Определяет размер солнечных бликов на материале, их диаметр. Способность поверхности материала блестеть при отражении света. Для реальных объектов зависит от степени шероховатости поверхности - чем лучше обработана поверхность, тем меньше ее шероховатость и больше она блестит. При компьютерном моделировании степень глянцевитости влияет на размер блика, то есть яркого пятна зеркального отражения света на поверхности объекта. У матовых поверхностей блик имеет больший размер, а у сильно блестящих - меньший.


Shininess Strength

Сила блеска - Определяет общую яркость бликов на материале.


Specular

Спекулярный - Определяет цвет бликов на материале.


Spline

Сплайн - Гладкая кривая, которая проходит через две или более контрольных точек, управляющих формой сплайна. Два из наиболее общих типов сплайнов - кривые Безье (Bezier curves) и В -сплайны (B-spline curves). Типичным примером сплайнов являются также неоднородные рациональные B-сплайны (Non-Uniform Rational B-Spline - NURBS). Сплайны состоят из вершин (vertices) и сегментов (segments). Каждая вершина сплайна имеет касательные векторы (tangents), снабженные на концах управляющими точками, или маркерами (handels). Маркеры касательных векторов управляют кривизной сегментов сплайна при входе в вершину, которой принадлежат касательные векторы, и выходе из нее.


Spacing

Интервал - Параметр, определяющий расстояние между штрихами в мазке инструмента Paintbrush (Кисть) или другого рисующего инструмента.


Swatch book

Каталог цветов - Каталог цветов - это набор цветных образцов, которые показывают, как тот или иной цвет выглядит при печати на бумаге. Каталоги цветов производятся несколькими независимыми изготовителями


Saturation

Насыщенность - Характеристика цвета, определяющая чистоту цвета. Используется в цветовой модели HSB. Насыщенность (Saturation)  чистота цвета. Чем больше серого цвета, тем ниже насыщенность. Насыщенность цвета  степень видимого отличия хроматического (цветного) цвета от ахроматического (серого) цвета.


Spot colors

Плашечные цвета - Плашечными или простыми цветами называются цвета, которые воспроизводятся на бумаге готовыми смесовыми красками. Их используют вместо триадных красок (CMYK color model) и каждый цвет печатается с помощью отдельной формы - плашки. Некоторые плашечные цвета точно воспроизводятся моделью CMYK, другие выходят за пределы цветового охвата этой модели. Например, неоновые или металлизированные краски не имеют аналогов в цветовой модели CMYK. Цветовой охват можно определять по набору цветов или палитре (palette), доступных в системе плашечны цветов. Для каждой из таких систем, как DIC, DuPont®, FOCOLTONE®, PANTONE®, TOYO и TRUMATCH®, определены специальные цвета, которые можно выбирать по каталогам образцов.


Slide Printer

Слайд-Принтер - Устройство, осуществляющее вывод изображения на фотоплёнку. Вывод идёт экспонированием плёнки, как в обычном фотоаппарате. Слайд-принтеры различаются как разрешающими способностями экспонирования (до 16000 точек на дюйм), так и форматами плёнок (от бытовых слайдовых до профессиональных широкоформатных).


Site

Сайт - Группа страниц WWW, объединенных общим содержанием.


Stroke

Обводка - Заполнение области заданной ширины, примыкающей к объекту, каким-либо цветом с помощью выбранного инструмента.


Subtractive Colors
Субтрактивные цвета - Цвета, получаемые на бумаге с помощью полиграфических красок (голубой, пурпурный, желтый и черный).


 

T

TGA

TarGA Image File - Растровый формат. Используется для работы с видео- и фотоизображениями. Был раз работан компанией Truevision при создании графических адаптеров Targa, Vista, NuVista для компьютеров PC и Macintosh.


Threshold

Изогелия - Передача изображения ограниченным количеством цветов. Прием, широко используемый в художественной фотографии и дизайне.


TIFF

Tag Image File Format - Растровый формат. Является наиболее гибким и удобным форматом для обмена разнообразной графической информацией. Не имеет ограничений на размер растра, позволяет задавать изображения практически в любом цветовом пространстве и с любым методом компрессии. Прошёл множество версий, заканчивая версией 6.0. Легко расширяется под нужды пользователей. Основное преимущество TIFF-формата заключается в том, что он поддерживает очень большие изображения, файлы, содержащие несколько изображений, и разнообразные методы сжатия. Хранит данные в структурированном виде, что позволяет приложениям осуществлять быстрый доступ к различным фрагментам большого изображения. Файлы имеют расширение .tif. Основным недостатком TIFF-формата, по сравнению с форматом GIF, является то, что изображение в TIFF-формате не может выводиться на экран по мере чтения данных. Существует несколько спецификаций данного формата.


TCO

The Swedish Confederation of Professional Employees - Шведская Конфедерация Профессиональных Союзов Рабочих – разрабатывает стандарты безопасности при работе с компьютерами.


Texel(TEXture ELement)

Тексел - http://www.spline.ru/#pixel Текстурированный пиксель. При отображении текстур тексели связываются с соответствующими пикселями в изображении объекта.


Texture

Текстура - Двумерный фрагмент изображения, из множества которых формируется трехмерное изображение. Реальное растровое изображение, полученное методом сканирования, с помощью растрового графического редактора, или изображение, сформированное на основе математических выражений (процедурная карта). Используется в компьютерной анимации для моделирования сложных оптических свойств реальных поверхностей объектов, недостижимых методом настройки стандартных параметров материала. С помощью текстурных карт задается рисунок на поверхности, рельеф, преломление света, зеркальное отражение, неравномерные по поверхности прозрачность, глянцевитость, самосвечение. Карты текстур могут использоваться также в качестве слайдов, при использовании источников света в качестве слайд проекторов.


Texture compression

Сжатие текстур - http://www.spline.ru/glossary/glossary_D.htm#Direct3D">Метод обработки текстур, уменьшающий их размер, для последующей обработки и пересылки. Впервые аппаратно реализован в видеопроцессорах фирмы S3, начиная с S3 Savage3. Поддержка сжатия текстур была введена Microsoft в API Direct 3D.


Transparency

Прозрачность - В компьютерной графике цвет, как правило, определяется значениями интенсивности основных цветов: красного, синего и зеленого. При 16-разрядном представлении цвета 5 бит отводится под красный цвет, 6 бит под зеленый и 5 бит под синий цвет. Кроме этого, используется дополнительная компонента, называемая «альфой» (alpha). Альфа используется для смешивания цветов и для определения того, где взгляд может смотреть «сквозь» цвет (т.е. прозрачность), а где нет.


True color

- - 24-разрядное представление цвета - 16.7 миллиона цветов


Trapping

Треппинг - Увеличение площади более светлого цвета для предотвращения при перекрытии более темным цветом появления пустых зазоров.


Transformation

Трансформация - Изменение выделенной области (перемещения, масштабирования, поворот, перспектива, деформация). В точечной графике трансформация обычно связано с искажением.


Tracking

Трекинг - Пропорциональное изменение расстояния между всеми его символами. Оптимальная величина трекинга зависит от кегля шрифта и может дополнительно регулироваться. Трекингом называется процесс простановки межбуквенных пробелов в блоке текста с целью растягивания или сжатия пространства между буквами для размещения необходимого объема текста на заданной площади.


Tone

Тон - Уровень (градация) серого цвета.


Tone image

Тоновое изображение - Изображение, имеющая непрерывную (или условно непрерывную) шкалу серых градаций от белого до черного.


Tonal Correction

Тоновая коррекция - Изменение яркостей пикселов изображения с целью более равномерного их распределения по всему диапазону яркостей.


Template

Шаблон - Шаблон— это заготовка документа в виде набора текстовых и графических стилей, объединенных в одном документе по функциональному назначению и применяемых одновременно. Обычно вместе с графической программой поставляется набор шаблонов, которые содержат образцы графических и текстовых стилей или только текстовые стили, которые можно использовать при создании собственных документов. Файлы шаблонов имеют специальное расширение, например, шаблоны программы Word имею расширение DOT, а файлы шаблонов программы CorelDRAW - CDT.


U

UVGA

Ultra Video Graphics Array - Стандарт для разрешения 1024x768 точек.


UCR (Undercolor Removal)

Вычитание цветной краски - Метод в цветоделении, при котором темные цветные части изображения заменяются на черную краску.


URL

Universal Resource Locator - Унифицированный способ адресации ресурсов в Internet. Cредство обслуживания связи по сети Интернет, совокупность доменного адреса сервера и имени каталога, в котором находится информация, а также префикса, указывающего вид сервера: http - для Web-страниц, ftp - для ftp-сервера, news - для доступа к группе новостей Usenet (телеконференциям) и т.д.


V

V-sync

Частота кадров - Частота синхронизации изображения на мониторе по вертикали, или, что то же самое, частота кадров. При управлении параметрами видеокарт с 3D ускорителями часто предлагается возможность включения/выключения синхронизации вывода очередного кадра 3D изображения с выводом ближайшего кадра изображения из локальной памяти видеокарты в соответствии с установленной частотой кадров. Другими словами, если синхронизацию включить, то часто будет происходить ожидание вывода на экран отрисованной 3D картинки до тех пор, пока не наступит время вывода очередного кадра в соответствии с частотой кадров монитора. Наибольшее замедление происходит при низких частотах кадров и быстрых 3D акселераторах. Выключение синхронизации ускоряет вывод на экран 3D изображений, но возможно появление дефектов на выводимых изображениях, хотя это бывает редко.


Vector Graphics

Векторная графика - Способ представления графической информации с помощью совокупности кривых, описываемых математическими формулами. Этот способ обеспечивает возможность трансформации изображений без потери качества.


W

WMF

Microsoft Windows MetaFile - Векторный формат. Используется для представления векторной и растровой информации при работе в средах Microsoft Windows. Хотя Windows Metafile является спецификой Microsoft Windows, многие не-Windows-приложения поддерживают его, как формат обмена данными с Windows-приложениями. Например, формат EPSF позволяет использовать WMF в качестве картинки предварительного просмотра.


White point

Белая точка - Белой точкой называется то место изображения, где оно выглядит очень светлым, но в этом месте еще еле видны какие-то детали изображения. Белую точку в изображении можно задать искусственно более темной, указав с помощью инструмента Пипетка (Eyedropper) более темное место. В этом случае все элементы изображения, более светлые, чем указанные инструментом Пипетка (Eyedropper) будут полностью белыми без видимых деталей. Установка нового значения белой точки позволяет для некоторых изображений расширить тональный диапазон без потери деталей в светах и повысить четкость средних тонов.


White color

Белый свет - Белый свет содержит электромагнитные волны с длинами из определенного диапазона. Видимыми являются волны с длиной от 380 до 780 нм (нанометров, 1 нм = 10-12 м) от фиолетового до красного. Практически говорят о диапазоне 400 - 700 нм, поскольку действие, оказываемое излучением за пределами этого диапазона, пренебрежимо мало. Состав видимого цвета демонстрируется разложением цвета на призме в цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. В этом спектре содержатся основные цвета (primary colors): красный, зеленый и синий.


WWW

World Wide Web - Самый популярный сервис Internet, позволяющий передавать гипертекстовые документы.


Z

Z-buffering

Z-буферизация - Механизм удаления невидимых поверхностей, использующий буфер в памяти, в котором сохраняется значение глубины изображения (т.е. координата по оси z) для каждого пикселя изображения. Z-буферизация требует выделения значительных объемов памяти. Обычно z-буфер 16-разрядный, но существуют и 32-разрядные буферы, как правило, в более дорогих профессиональных видеокартах. Разрядность буфера определяет точность отображения. Для снижения нагрузки на системную шину буфер рекомендуется размещать на видеокарте. Z-buffer(Z-буффер). В программах, работающих с 3D, есть понятие «глубины». Это простое число, как X- и Y-координаты точки. Определяет расстояние от точки изображения до «экрана». В графическом изображении может хранится как градация черно-бело-серого цвета: белый цвет соответствует переднему плану, черный - заднему наиболее удаленному от экрана плану. Соответственно градации серого цвета обозначают промежуточное удаление. Часто используется для совмещения созданной картинки и «живого видео», при этом объекты на картинке закрывают «живые объекты», находящиеся за объектами.


 



Хостинг от uCoz